Информационные технологии управления

2009-10 уч.г.

Содержание курса

Тема 1. Информационные процессы, технологии и системы. Основная терминология.

Понятия: информация, данные, знания; количество и качество информации; экономическая информация; документы, показатели, реквизиты. Организация как сложная вероятностная система. Понятие "черного ящика", обратной связи, эмерджентности. Информационный контур управления. Понятие управляющей и управляемой системы. Запаздывания по выработке и реализации решения. Дискретность управления. Информационное обеспечение управления. Информационная технология, информационная система, информационный менеджмент. Информационные ресурсы. Информационные продукты и услуги. Информатизация общества. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. Электронная экономика. Тенденции развития ИС и ИТ и их влияние на изменение бизнес-среды. Влияние изменений на представителей общего менеджмента. Влияние изменений на представителей IТ-менеджмента. Электронная экономика. Причины и условия возникновения. Основные характеристики, решения и представители. Web-представительство организации. Тенденции развития электронной экономики в России и за рубежом. Программа "Электронная Россия".

Тема 2. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности.

Технологический процесс обработки управленческой информации. Понятие информационной технологии управления (ИТУ). Классификационные признаки ИТУ. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности. Централизованный и децентрализованный подход к обработке управленческой информации. Пакетный и диалоговый режимы обработки информации. Обработка информации в реальном масштабе времени. Распределенная обработка данных. Информационные технологии управления проектами. Информационные технологии интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления. Технологии обеспечения финансово – экономических задач. Технологии геоинформационных систем.

Тема 3. Использование интегрированных программных пакетов

Компьютерные технологии подготовки текстовых документов, обработки экономической информации на основе табличных процессоров, обработки графических объектов, использования систем управления базами данных, интегрированных программных пакетов; распределенной обработки информации. Технология автоматизации офиса. Понятие офиса. Офис как информационная, коммуникационная и социотехническая системы. Понятие электронного офиса. Виртуальный офис. Электронные системы документооборота. Организационное и техническое обеспечение электронного документооборота управленческой деятельности.

Тема 4. Базы данных и системы управления базами данных

Использование технологий баз данных и информационных хранилищ в управлении организацией. Технология баз данных. Основные понятия. Модели данных. Языки баз данных. Хранилища данных. Распределенные хранилища данных. Приложения клиент-сервер и хранилища данных. Объектно-ориентированные базы данных. Компьютерная поддержка принятия управленческих решений. Экспертные системы и системы поддержки принятия решений. Автоматизированное рабочее место (АРМ): конструктора, технолога, бухгалтера, руководителя. OLAP-технологии. Использование имитационного моделирования при принятии управленческих решений. Понятие искусственного интеллекта. Построение использование экспертных систем в управлении.

Тема 5. Распределенная обработка информации

Использование сетевых технологий при обработке управленческой информации. Назначение и виды вычислительных сетей. Сетевые концепции и термины. Сетевые протоколы. Сетевое оборудование. Локальные и глобальные информационные сети. Использование сетей Интернет и Интранет в управлении организациями. Электронная почта. Электронные конференции. Электронная коммерция. Стратегическое планирование корпоративных сетей. Сетевые операции. Сетевое администрирование и поддержка. Построение локальных вычислительных сетей нового поколения. Виртуальные и частные сети. Основные тенденции развития информационных технологий.

Тема 6. Информационные системы.

Компоненты информационной системы (ИС). Автоматизированные и неавтоматизированные информационные системы. Управленческая и информационная пирамиды. Функции управления и функции информационных систем. Классификационные признаки информационных систем. Основные направления автоматизации управления: САПР, АСУ ТП, АСУП, АСУ ГПС, ИАСУ. Типы и роль различных информационных систем в организации. Эволюция концепций информационных систем. Трансформация роли и характера использования информационных систем. Стратегические информационные системы. Понятие "Корпоративные информационные системы (КИС)". Взаимоотношения между организацией и информационной системой. Причины создания информационной системы. Место информационной системы в организационной структуре. Централизованное расположение информационной системы: достоинства и недостатки. Децентрализованное расположение: достоинства и недостатки. Владение данными. Отдел организации, ответственный за информационную систему. Интеграция организаций на базе информационных технологий. Влияние информационной системы на организацию. Влияние информационной системы на организационную структуру. Централизация власти. Вертикальное и горизонтальное распределение власти. Влияние информационной системы на работников. Изменения в формализации. Занятость. Обучение. Влияние информационной системы на отдельных людей. Информационная система и культура организации. Организационное сопротивление изменениям. Информационные технологии в муниципальном управлении. Информационные технологии в государственном управлении. Внешняя и внутренняя информационная среда организации. Информационные ресурсы бизнеса. Роль и задачи информационного менеджмента в управлении информационными ресурсами и информационной системой организации. Функции информационного менеджмента и их реализация на различных уровнях управления. Объекты и процессы информационного менеджмента. Предмет управления: определение информационных потребностей организации, обеспечение создания эффективных информационных систем для удовлетворения информационных потребностей организации, создание необходимой организационной и технической базы для информационной системы. Роль информационного менеджмента в достижении конкурентных преимуществ. Информация и право собственности.

Тема 7. Разработка информационных систем

Подходы к построению ИС. ИС как среда реализации функций управления. Основные модули ИС. Стандарты рекомендаций по управлению производством (МRР II, ЕRР, СSRР, и другие подходы). Типичные представители данного подхода. Автоматизация управления как процесс-ориентированной деятельности. Понятие бизнес - процесса. Основные характеристики данного подхода. Представители группы: системы workflow. Технологии виртуальных предприятий. Ориентация на поддержку интеллектуальной составляющей управления. Основные характеристики данного подхода. Типичные представители данного подхода. Разработка ИС под конкретную организацию. Реинжиниринг бизнес-процессов. Управление процессом разработки ИС. Жизненный цикл ИС и ИТ. Понятие программного продукта (изделия). Жизненный цикл программного изделия. Методы проектирования программного продукта: методы нисходящего и восходящего проектирования, каскадная, поэтапная (итерационная) и спиральные модели. Этапы разработки. Инструментальные средства для поддержки проектирования: современные языки программирования, программные комплексы для поддержки проектных работ, автоматизированные системы проектирования (использование CASE-систем для проектирования приложений и баз данных). Достоинства и недостатки данного подхода к построению ИС. Построение ИС на основе прототипов. Достоинства и недостатки данного подхода к построению ИС. Построение ИС на основе пакетов программ. Критерии оценки пакетов программ. Достоинства и недостатки данного подхода к построению ИС. Информационная система организации на основе аутсорсинга. Преимущества и недостатки использования ресурсов извне. Рынок ИС и ИТ. Рынок специалистов и организаций разработчиков ИС и ИТ. Консалтинг в области информационных технологий.

Тема 8. Эксплуатация и экономика ИС и ИТ

Управление: исправление ошибок, поддержка состояния и работы, улучшение ИС. Проблемы старения ИС и ИТ. Проблемы безопасности и технологии защиты управленческой информации. Основные понятия защиты информации и информационной безопасности. Уровни важности информации. Свойства информации, требующие защиты. Работы по построению системы защиты информации. Принципы построения системы защиты. Каналы утечки и несанкционированного доступа к информации. Нарушители системы защиты. Вирусы и защита от них. Технологии архивирования, антивирусов, распределения доступа Стоимость владения ИС и ИТ. Подходы к оценке стоимостных параметров ИС и ИТ. Критерии и методики оценки ИС и ИТ. Подходы к оценке эффективности ИТ и ИС. Общественная, коммерческая, бюджетная и социальная эффективность ИТ и ИС. Учет временного фактора и инфляции при расчете основных показателей эффективности ИТ и ИС: чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости.
Hosted by uCoz